Новости



НАШИ УСЛУГИ

 

Новости

Краткая история мирового такси

Редкий человек сегодня не пользуется такси. Кстати, вот забавно: для правил дорожного движения такси никакой не вид общественного транспорта. Так покатушки за деньги, образно говоря. Даже если этим занимается не частный дядя, именуемый в народе чаще всего «бомбила», а организация с большим автопарком. Итак, пользуются все или очень многие. По всему миру. В каждом его уголке найдется кто-то, оказывающий услуги перемещения граждан из пункта А в пункт Б. И слово само – такси – во всей планете звучит примерно одинаково. Но никто не задумывался, откуда оно взялось.

Есть несколько предположений, как возникло слово «такси». Их сторонники, впрочем, схожи в одном: у слова глубокая история. То есть чтобы понять его смысл, надо заглянуть далеко в историю. До нашей эры, например. А вот здесь начинаются разночтения. Одни этимологи утверждают, что слово «такси» впервые возникло в Древнем Риме. Звучало «taxare» и означало «считать». Другие этимологи убеждены: дело было еще раньше, в Древней Греции. Там слово «taxein» означало «заплатить», а «taxidi» - «поездка».Есть и третий вариант. Его поклонники вспоминают некую итальянскую семью Tassi, основавшую первый международный почтовый сервис в Европе. Но что-то не слишком верится. В слове Tassi буква K пропущена. Для лингвистики это серьезно – достаточно в корне слова изменить одну букву, и смысл полностью меняется. Как «сумка» и «сушка», например.
Наконец, представители четвертой когорты этомологов рассуждают так: слово «такси» родилось одновременно с самой услугой. Произошло это во Франции, а определение звучало как «taximeter» - «счетчик цены».

Да не суть в том, откуда взялось слово «такси». Главное, что оно означает вид транспорта, который доставит человека (одного или нескольких) из одной точки в другую за определенную плату. Будь то рубли, доллары или пресловутые тугрики. В конце концов, в беднейших странах Африки, где в качестве такси выступают огромные автобусы, с водителем можно расплатиться хоть мясом, хоть курицей, хоть бананами. Лишь бы были.

Такси сегодня есть в каждой стране мира. А возникли они, думается мне, до нашей эры, конечно, только не в Риме или Афинах. А где-нибудь в Древнем Египте. Ведь там-то уже были колесницы? И не все могли позволить себе их купить и содержать. Но наверняка были те, кто хотел заплатить, чтобы быстро добраться из одного края города в другой. По разным причинам. Чтобы успеть навестить хорошенькую жену купца, пока ее благоверный подсчитывает барыши в своей лавке.

Кстати, с Древним Римом связана интересная легенда. Она повествует о некоем гражданине по имени Витрувий, который был весьма изобретателен. Но, в отличие от Архимеда, не по части механизмов, а по части честных способов изымания денег из граждан. Вон он и придумал гениальный прибор. Установил на прогулочной колеснице аналог современного таксометра. Это был ящичек с камнями. На колеса стоял крючок, который с каждым оборотом поворачивал специальную шестерню. Когда она делала полный оборот, камешек падал из одной коробочки в другую, показывая тем самым, что пройден отрезок пути. Ну, а по итогам и платить полагалось. Правда это или нет, теперь никто не расскажет. Одно известно: такси постепенно развивалось по всему миру.

В странах Восточной Азии чаще всего использовался (да есть он и теперь) человеческий труд. Там вместо автомашин использовались либо сами «таксисты» - рикши, которые носились по улицам, что твой арабский скакун, либо они с изобретением других видов транспорта стали использовать велосипеды или мотоциклы. Оно и понятно: улочки до середины ХХ столетия в странах Азии были кривые и узкие, а народ шустрый, но бедный. Потому какие уж тут машины. Запрыгнул на рикшу и «но, милай!».

В цивилизованных странах, естественно, все шло по пути прогресса. Сначала кареты, затем автомашины. Самая яркая картина того, как выглядело такси в старой доброй Англии конца XIX века, показано в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Помните: «Плачу пол-соверена, если успеете за двадцать минут». Между прочим, неплохие деньги.

Несколько веков основной движущей силой такси являлась конная тяга. Все изменилось с появлением первых автомашин. Вернее, сначала их называли «паровыми самодвижущимися колясками», и делать такси из таких мало бы кто решился: ездили медленно, трясло в них изрядно, да еще впереди обязан был бежать человек с факелом, чтобы предупреждать, какой агрегат за ним едет. Дабы не пугать мирных обывателей.

Бензиновый двигатель заменил лошадок в конце XIX столетия. Первыми выгоду от такой замены почувствовали предприимчивые французы. У них прообраз такси именовался «моторизованный фиакр». Причем плату за поездку следовало оговорить заранее. Потому что счетчиков еще не было. Да и качество дорог желало много лучшего. В некоторые места вообще могли не повезти.
Когда в 1905 году все же придумали таксомер, ситуация изменилась. Авто, перевозящие пассажиров за деньги, стало на полном праве называться таксомоторами или просто такси. Первыми автозаводчиками, раскусившими будущие барыши, стали владельцы компании Renault. Они стали выпускать специально машины, предназначенные для использования в качестве такси.

В России первое упоминание об автомобильном такси датируется 1907 годом. Такое упоминание появилось в газете «Голос Москвы». Небольшой плакат «Извозчик. Такса по соглашению» приглашал всех желающих с комфортом добраться до нужного им места.

 

 

 

 
Яндекс.Метрика